Специально созданная комиссия по расследованию причин обрушения конструкций при строительстве тоннеля на Калужском шоссе, повлекшего гибель двух рабочих, продолжает свою работу. По мнению экспертов, причинами ЧП стали человеческий фактор и отсутствие должного контроля. Как выяснили корреспонденты «Московской перспективы», в городе сложилась ситуация, когда главное надзорное ведомство, отвечающее за безопасность на стройках, фактически стало подчиняться Стройкомплексу, который должно проверять. По мнению опрошенных строителей, это в корне неправильный подход.
По данным Государственной инспекции труда по Москве, в 2016 году в городе было зарегистрировано 279 несчастных случаев на производстве, треть из которых – 98 – пришлась на строительную отрасль. Это безусловный рекорд по отраслям. В частности, на транспорте зарегистрировано 40 ЧП, а в ЖКХ – 16. Среди наиболее часто встречающих несчастных случаев – падение с высоты, удар электрическим током, попадание под движущиеся элементы машин и оборудования, 22% ЧП закончились смертельным исходом. При этом сведения о ЧП без тяжелых последствий попросту отсутствуют. Работодатели сообщают о случившемся в надзорные органы лишь тогда, когда скрыть происшествие невозможно.
Среди причин высокого травматизма в строительной отрасли Москвы, по словам начальника 32-го отдела 7-го управления Мосгорпрокуратуры Ирины Сударушкиной, является привлечение к работе на строительных объектах неквалифицированной рабочей силы, в том числе с нарушением миграционного законодательства.
Зачастую работодатели не оформляют трудовые отношения с работниками, что также способствует уходу от ответственности виновных лиц. Анализ происшествий показал, что чаще всего несчастья случались из-за неудовлетворительной организации производства работ, нарушений трудовой и производственной дисциплины, а также нарушений технологического процесса производства работ.
В ситуации с обрушением конструкций в тоннеле на Калужском шоссе, которое произошло 2 марта, разбирается специальная комиссия. По мнению экспертов, существует три основные версии ЧП: нарушение требований техники безопасности, несоблюдение технологического процесса строительства при выполнении бетонных работ, недостаточное качество проверки готовности конструкции к приему бетона со стороны службы технического надзора.
По словам руководителя департамента строительства Москвы Андрея Бочкарёва, вероятной причиной гибели людей при обрушении строящегося тоннеля стал человеческий фактор: «В данном случае укладывали бетон на перекрытия, неправильно установили опалубку». При передаче бетона конструкция сложилась. «Человеческий фактор, нарушение техники безопасности, такие вещи, к сожалению, случаются. Инженеры не проверили простых базовых стандартных технологических приемов», – заявил чиновник. В результате трагедии двое рабочих погибли, а еще трое госпитализированы с травмами различной степени тяжести.
«Разумеется, прогнозировать несчастные случаи на стройках невозможно. Они, к сожалению, происходили и будут происходить, здесь вряд ли что-то способно измениться. Как минимум нужно говорить о более тщательном контроле производства работ со стороны надзорных ведомств и заказчика», – сказал корреспонденту «МП» менеджер одной из строительных компаний, попросивший не называть его имени. В Москве с 2011 года серьезно сократились сроки строительства объектов, в основном по городскому заказу. При этом осуществлять должный контроль надзорным ведомствам, в частности Мосгосстройнадзору, стало сложнее.
Главная задача Мосгосстройнадзора – обеспечение надлежащего качества строительства и безопасности построенных объектов на весь период их эксплуатации, говорит председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко. Организация занимается проверкой качества строительных работ и соблюдения технологий. Долгое время ведомство подчинялось напрямую мэру Москвы, однако после того как Стройкомплекс возглавил Марат Хуснуллин, Мосгосстройнадзор стал подчиняться ему, также ведомству передали функции по надзору за объектами строительства на присоединенных территориях и объектами метрополитена, чего раньше не было. Таким образом, получается, что функции контроля качества и безопасности работ переданы тому, кто является заказчиком и главным интересантом скорейшего их завершения.
По мнению опрошенных «Московской перспективой» экспертов, это крайне неправильный подход. Если не сказать жестче. Как рассказал Петр Силин, заслуженный строитель РФ, почетный строитель Москвы, произошедшее шесть лет назад переподчинение Мосгосстройнадзора – не лучший вариант. «Комитет перестал быть независимым и более-менее объективным в части приемки строительства. Понятно, что когда Стройкомплекс сам возводит объекты и сам их у себя принимает, какая у экспертов возникает реакция: и качество работ, и качество подготовки объектов к вводу в эксплуатацию заведомо может быть хуже, поскольку все равно будет необъективно оправданно», – отметил он.
Столь же категоричен в своих оценках заслуженный строитель РФ, почетный строитель России Геннадий Улановский: «Нельзя, чтобы строительный контроль был подчинен тому, кто сам же и строит. Это неправильно, когда я сам делаю, сам себя проверяю, а затем отчитываюсь в вышестоящие органы о том, как все замечательно сделал. Сегодня строителям не требуется, как в социалистические времена, совершать приписки о выполненных объемах работ. Необходимо сделать столько, сколько нужно или сколько они смогут. Но обязательно весьма хорошего качества. А весьма хорошим в сложившейся ситуации качество вряд ли может быть».
Действительно, Стройкомплексу стало удобнее проверять и принимать работы у самого себя. Однако очевидно, что такое переподчинение не способно позитивно отразиться на качестве работ, а значит, и дальнейшей безопасной эксплуатации. По мнению проректора ФГБОУ ВПО «МГСУ» Андрея Пустовгара, с переподчинением Мосгосстройнадзора никаких глобальных изменений не произошло. Это больше формальная, организационная составляющая: «Чтобы что-то качественно изменить, нужны конкретные вещи, а не переподчинения».
Отметим, что по примеру столицы выстроена работа и в Санкт-Петербурге. Однако в других регионах контролирующие строительный процесс организации подчиняются напрямую главе региона – так, например, обстоит дело в соседней Московской области.
В Мосгосстройнадзоре отказались комментировать, как сказалось переподчинение ведомства Стройкомплексу на качестве строительства и не следует ли комитет все же вывести из этого подчинения, чтобы стал возможен независимый контроль за стройками. В пресс-службе стройкомплекса на вопросы «МП» также не ответили.