Пять лет прошло со времени образования Троицкого и Новомосковского административных округов. Подводя итоги первой пятилетки, руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин рассказал о результатах проделанной работы и перспективах новых районов Москвы.
Жилье и социальная инфраструктура
Когда ТиНАО присоединяли к столице, в нем проживало порядка 230 тысяч человек. Значительную часть новых территорий, по площади превосходящих историческую Москву в полтора раза, занимали леса. Благодаря двум железнодорожным направлениям и двум аэропортам, а также хорошей экологии эти округа получили мощный ресурс для развития.
“В ближайшие шесть-семь лет мы будем активно увеличивать динамику строительства жилья и объектов коммерческой недвижимости. Согласно принятому Генплану, к 2035 г. будет построено порядка 90 млн кв. м жилья с учетом 30 млн кв. м, уже построенных ранее, и 64 млн кв. м коммерческой недвижимости с учетом 10 млн кв. м, которые уже возведены”, – сказал Жидкин на пресс-конференции.
По итогам 2017 года в ТиНАО планируется ввести около 2,5 млн кв. м недвижимости, из них почти 1,5 млн кв. м – это жилье. Всего же на сегодня выдано разрешений на строительство около 7,5 млн кв. м недвижимости различного назначения. По словам Жидкина, около половины из этих объектов уже находится в стадии строительства.
Он добавил, что за последние пять лет увеличилось и число жителей. ТиНАО приросло на 55%: теперь здесь проживает свыше 340 тысяч жителей, в том числе значительное количество молодых семей.
“Если раньше в новостройках две трети продаж приходилось на однокомнатные квартиры, то сегодня кардинально поменялось соотношение. Однушек всего-навсего осталась четвертая часть, все остальное представлено двух- и трехкомнатными квартирами. И мы видим, что в них заселяются молодые семьи, которые улучшают таким образом свои жилищные условия”, – подчеркнул В. Жидкин.
Кроме того, идет строительство объектов социальной инфраструктуры. Например, в Щербинке на бюджетные средства построят три детских сада и две школы. А первый из запланированных детсадов введут в эксплуатацию уже в следующем году. Всего в 2018-м намечено строительство 10 дошкольных учреждений по индивидуальным проектам. Они смогут принять порядка 3 тысяч детей из поселений Марушкинское, Десеновское, Сосенское, Внуковское, Новофедоровское и Московский.
“Уже построено 50 социальных объектов. И к ним можно добавить еще пять – мы их сдаем в декабре этого года. Также появится 25 спортивных объектов: они есть в торговых комплексах, парках, жилых комплексах”, – пояснил руководитель департамента развития новых территорий.
А до 2035 года планируется построить 125 объектов здравоохранения, более 100 школ, порядка 300 детсадов и около 700 спортивных сооружений.
Парки и зоны отдыха
При развитии новых территорий власти акцентируют внимание на благоустройстве существующих зон отдыха и создании новых.
“Мы считаем, что нельзя упускать подарок, который у нас есть: половина всей территории ТиНАО – это леса. Безусловно, они должны быть вычищены и благоустроены. А часть этих территорий должна быть максимально использована под зоны отдыха, – подчеркнул В. Жидкин. – Мы планируем создать 86 парков общей площадью 12 тыс. га”.
За пять лет, прошедших с момента присоединения территории к столице, уже создано восемь муниципальных парков и пять парков регионального значения. Три из них создавались на деньги инвесторов, а 10 оставшихся поровну поделили городской и муниципальный бюджеты.
Кроме того, в ТиНАО может появиться развлекательный парк Universal, в строительство которого готова вложиться компания “А101 Девелопмент”. Помимо аттракционов построят гостиницы, деловой центр, магазины и зимний сад. Также в парке появятся аквапарк, выставочные и конференц-залы, кинотеатр, фитнес-центр и музыкальный театр.
В новых административных округах также появятся три спортивных комплекса с лыжными спусками. Один из них разместится вдоль дороги Солнцево – Бутово – Видное, между Киевским и Калужским шоссе, второй – в Краснопахорском парке, а третий – рядом с Центральной кольцевой автодорогой и Варшавским шоссе.
Транспорт и дороги
С 2012 года на присоединенных территориях построено 70 км дорог, и еще 10 км готовится к сдаче до конца этого года. В строительстве находится более 95 км, а на стадии проектирования – еще 84 км дорожного полотна.
“Дороги моментально дают новую жизнь территории, это заметно. Например, дорога от Троицка в сторону Кокошкино и с выходом на Московскую область. Там раньше было чистое поле, и проехать было нельзя. Сейчас все земельные участки, которые там расположены, стали вовлекаться в хозяйственную деятельность и привлекать инвесторов”, – отметил В. Жидкин.
Планируется, что к 2035 году протяженность улично-дорожной сети в ТиНАО составит 2,1 тыс. км, из которых 1,2 тыс. км – магистральные дороги. При этом все магистрали продублируют велодорожками. Протяженность линий метрополитена составит 72 км, на них разместится более 20 станций. Построят 178 км трамвайных путей, автобусные маршруты достигнут суммарной протяженности 5,4 тыс. км, а объединят их 24 транспортно-пересадочных узла.
Особое внимание будет уделяться строительству путепроводов через железнодорожные пути и развитию поперечных связей. Раньше новые территории были фактически зажаты между двумя ветками железной дороги, и, чтобы попасть куда-либо, жителям приходилось ехать до МКАД и стоять на переездах. Но уже сегодня с появлением путепроводов на Киевском и Курском направлениях время проезда проблемных участков сократилось в 7 раз.
“При этом мы не забываем о территориях за ЦКАД. Недавно принято решение о запуске дополнительных маршрутов общественного транспорта на дорогах второго уровня. Эти дороги местами узкие, поэтому их нужно расширять, чтобы могли проходить современные автобусы”, – добавил глава департамента.
Инвестиции и развитие
Власти ставят перед собой амбициозную задачу: к 2035 году увеличить население ТиНАО до 1,5 млн человек, а также создать беспрецедентный объем рабочих мест – на территории округов смогут трудоустроиться порядка миллиона человек. Чтобы достичь этих целей и обеспечить территории устойчивое развитие, заложен колоссальный инвестиционный портфель.
“До 2035 года предусмотрено 7 трлн рублей. Но я особо отмечу, что эти деньги посчитаны в сегодняшних ценах. Если же брать в расчет инфляцию, то за 20 лет может добавиться еще порядка 10 трлн рублей. Однако даже 7 трлн – это очень большая цифра. При этом доля бюджета не превышает одной шестой части, а на пять шестых – это средства внебюджетных источников”, – заключил Жидкин.
Для сравнения, за прошедшую пятилетку в ТиНАО было инвестировано 780,5 млрд рублей, из которых 117 млрд выделил бюджет Москвы, 3,5 млрд составил целевой транш из федерального бюджета на строительство ЦКАД и еще 660 млрд – это внебюджетные средства.
К 2035 году 2,2 трлн рублей будет инвестировано в коммерческую недвижимость, 2,7 трлн – в жилищное строительство. На создание транспортной инфраструктуры уйдет 1 трлн рублей, еще 622 млрд будет потрачено на инженерную инфраструктуру и 338,5 млрд – на строительство учреждений социальной сферы. И наконец, 6,25 млрд рублей потратят на обустройство экологической инфраструктуры.