В июле 2018 г. исполняется шесть лет с момента присоединения к Москве Троицкого и Новомосковского округов, об основных тенденциях развития новых территорий: о дорожном строительстве, реновации, технопарках и создании общественных пространств рассказал корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Роману Кирьянову руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Роман Кирьянов (Р.К.): В конце прошлого года вы говорили о планах по развитию в ТиНАО особой экономической зоны в составе технополиса «Москва», какой прогресс за эти полгода был достигнут, как идут переговоры и что происходит в этом направлении в целом?
Владимир Жидкин (В.Ж.): Активность по данному земельному участку не снизилась. Мы общались с департаментом науки и промышленности, они готовят к совещанию мэра предложения, которые доработаны за этот период – о принципиальном принятии решений и конкретном месте размещения.
Р.К.: А о каких местах сейчас идет речь и какая примерная площадь участков запланирована?
В.Ж.: Площадь в среднем 20 га, может быть меньше, может быть больше. Предварительно нужно принципиальное решение принять. Это может быть в районе будущих станций «Санино» или «Старосырово». Ну и третий вариант, он рассматривается пока как запасной, в районе Киевского шоссе.
Р.К.: Проявляют ли зарубежные инвесторы интерес к строительству в ТиНАО?
В.Ж.: В настоящее время мы ведем переговоры с Китаем о строительстве data-центра. Но наши коллеги, как правило, не принимают быстрых решений и не сказали ни «нет», ни «да» окончательно. Но мы со своей стороны готовы оказать им всю необходимую поддержку.
Р.К.: А о каких земельных участках идет речь в данном случае?
В.Ж.: По data-центру все зависит от принятого решения со стороны наших партнеров. Когда будет принято окончательное решение о строительстве, тогда можно будет подбирать земельные участки, потому что некоторые инвесторы готовы предоставить им размещение на своей территории.
Р.К.: В продолжение темы технопарков: что можно выделить, какие рабочие места были созданы, какие арендаторы появились?
В.Ж.: Технопарки у нас активно развиваются. Так девелопер RDI активно взаимодействует с австрийской компанией, которая была бы якорным застройщиком технопарка «М4» для подготовки сетей и разработки концепции. Во время визита президента Владимира Путина в Австрию на прошлой неделе, RDI тоже принимали участие, но своем уровне – была встреча с австрийской компанией по размещению технопарка. У девелопера «А101» было несколько вариантов размещения технопарка, но они остановили свой выбор на месте недалеко от дер. Яковлевское. Кроме того, к нам обратился крупный мясокомбинат. У них большой филиал в Мордовии и еще одном субъекте. И «А101» предложили им разместить это предприятие на выбранной ими территории в рамках технопарка. Мы работаем над тем, чтобы процесс рассмотрения резидента по размещению его объекта и работа над присваиванием статуса велась параллельно, но это в перспективе.
Р.К.: Как в настоящий момент развивается Comcity?
В.Ж.: С Comcity у нас была встреча две недели назад, приезжал генеральный директор, который в России управляет проектом. Они в очень активной стадии завершения проекта второй очереди парка. Ранее они брали паузу и ждали, когда заполнится первая очередь. Но сегодня она на 95% заполнена, поэтому они активно приступили к проектированию.
Р.К.: То есть вторая очередь сейчас на стадии проектирования?
В.Ж.: Завершения проектирования и подготовки проектной документации.
Р.К.: Уже известно когда начнутся работы?
В.Ж.: В следующем году начнут строить, может даже в начале года, если все активно пройдет. У них позитивные прогнозы, так как у них заполнилась первая очередь, а во второй есть часть жилья.
Р.К.: Можете рассказать подробнее о второй очереди Comcity – что это будет и о каких объемах строительства мы говорим?
В.Ж.: По проекту это аналогичный офисный центр с жильем, но жилья не так много – около 100 тыс. кв. м и около 200 тыс. кв. м офисной недвижимости. Строительство может занять около двух лет, это крупный проект.
Р.К.: Что на сегодняшний день можно сказать о рабочих местах в регионе в целом?
В.Ж.: Я хочу отметить изменение отношения инвесторов к застройщикам. Этот год стал решающим. Если в прошлом году, когда мы утвердили Правила землепользования и застройки, они об этом просто говорили и пытались подходить к созданию рабочих мест достаточно поверхностно и больше это заканчивалось разговорами, то сейчас мы все-таки убедили их, что не будет приниматься никаких решений по дополнительному жилищному строительству, пока они кардинально не поменяют отношение к созданию рабочих мест. При этом у застройщиков три варианта освоения участков: можно построить объект самостоятельно, привлечь инвестора или отдать/продать землю тем, кто готов строить такие объекты. Это важно, потому что территория имеет специфику, которая требует индивидуального подхода к мотивации инвесторов к строительству объектов с рабочими местами. Мы будем и далее убеждать инвесторов в том, что город не будет менять политику по созданию рабочих мест в ходе строительства жилых объектов. Точные цифры мы озвучим в конце года, в планах на этот год создание еще порядка 10 тыс. рабочих мест, но мы должны понимать, что не все эти рабочие места сейчас заполнены, так как объекты все еще создаются и заполнение идет постепенно.
Р.К.: Сейчас две ветки метро пойдут в Троицк, движение до дер. Столбово откроется в начале следующего года. Работы на участке от дер. Столбово до Троицка сейчас ведутся?
В.Ж.: Нет. Сейчас идет работа на участке от дер. Столбово в сторону Бутово. Там будет депо, которое планировали построить в дер. Саларьево. Там были проблемы с грунтами очень серьезные и восстановление площадки требовало больших затрат. Поэтому было принято решение перенести депо за дер. Столбово, а от дер. Столбово в сторону Троицка пока работы не идут.
Р.К.: То есть начнутся они после открытия участка до дер. Столбово?
В.Ж.: Да, осталось полгода с небольшим, ну и из-за того, что депо перенесли, ход работ был скорректирован.
Р.К.: Что вы можете рассказать о вокзалах в дер. Санино и дер. Старосырово? Будут ли прокладываться сдвоенные пути? На каком этапе проводится работа на этом направлении?
В.Ж.: Работы по путям ведутся, но пока не на этом отрезке, а чуть раньше со стороны «старой» Москвы, началась подготовка. У РЖД есть средства на обе железные дороги, начались предпроектные работы по размещению этих станций. Эти станции необходимы для развития поперечных связей.
Р.К.: Возможно ли в перспективе появление поперечных связей за счет железнодорожного транспорта? Например, соединение Киевского и Курского направления?
В.Ж.: Нет, это пока не планируется. У нас достаточно много автобусных поперечных связей. Солнцево-Бутово-Видное появится. 1 июля мы открываем дорогу от Московского до Бутово. По дороге, которую мы начали строить от Троицка до дер. Старосырово, можно будет добраться за 15-20 минут на автобусе и на личном транспорте. Поперечные связи, с учетом подключения железной дороги, – это очень серьезная составляющая разгрузки транспортной сети и подъездов Москвы.
Р.К.: Какая инфраструктура планируется на ТПУ в дер. Санино и дер. Старосырово?
В.Ж.: Пока нет проекта, но земельный участок в дер. Старосырово принадлежит RDI. Он большой и разделен на части, меньшая из которых предназначена под жилье, а большая, площадью около 400 тыс. кв. м, под нежилые объекты. Там точно появятся и рабочие места, и офисы, и транспортно-пересадочный узел, может появиться особая экономическая зона.
Р.К.: Какие планы у региона по развитию наземного транспорта?
В.Ж.: По наземному транспорту ближайшие три года на новой территории будет вестись активная работа. За шесть лет мы ввели в эксплуатацию более 90 км дорог, в ближайшие три года будет построено почти 200 км. Будут достроены ЦКАД, Калужское шоссе, Солнцево-Бутово-Видное. Будет проложена масса поперечных сообщений и две продольные связи вдоль Калужского и Киевского шоссе: одна из них пойдет на «Филатов луг», а вторая в дер. Саларьево. За три года мы построим в два раза больше, чем за шесть лет. Плюс мы работаем над дорогами, которые не входят в «поперечный» план. Это дороги в районе Троицка через него и рядом. Это соединение «Татьяниного парка» с МКАД. Они будут улучшать и увеличивать автобусные маршруты. Также активно развиваем транспортную связь Московского с Киевским шоссе и дер. Саларьево. Начинаем работу над локальными проектами, которые значительно улучшат сообщение крупных населенных пунктов общественным транспортом. То есть 200 км мы сейчас строим до 2021 г. и еще 130 км начинаем проектировать, часть из них может быть построена за эти три года, а часть перейдет уже на следующий период.
Р.К.: Что сейчас с проектом детской железной дороги?
В.Ж.: Был вопрос совмещения дорог, которые планируется построить от Московского до дер. Саларьево, и на последнем совещании мы нашли вариант, чтобы они не пересекались. Сейчас мы проектируем дорогу от Московского до дер. Саларьево, а РЖД сохраняет в своих планах строительство детской железной дороги, изучают территорию: там сложная местность, есть болотистые места в лесу. Пока ДЖД есть в планах и у нас, и у РЖД, никто их не отменял. Работы по планированию ведутся, но не так активно как нам бы хотелось.
Р.К.: Мэр Москвы Сергей Собянин высказывался недавно против массового строительства жилья далеко от МКАД. Говорил, что это создаст дополнительную, ненужную сейчас нагрузку на инфраструктуру. Каков объем жилья, который способна обеспечить инфраструктура в ТиНАО и непосредственно вокруг МКАД?
В.Ж.: Учитывая что сегодня инфраструктура готовится с опережением, ряд объектов появляется вообще в чистом поле, где еще ничего нет. И мы строим в год 1,5 млн кв. м жилья. Этот поток вполне может быть обеспечен действующей и строящейся транспортной инфраструктурой. Что касается жилья на территориях, которые находятся дальше от МКАД, то на самом деле там особо ничего не строится. Около Троицка есть небольшой проект, в Новых Ватутинках, есть проекты, которые были начаты до Троицка, это ЖК «Спортивный квартал» в пос. Первомайское, где были сложности с достройкой объекта. Это самые дальние крупные проекты, больше их нет нигде. Есть в поселении Киевское, там строится небольшой коттеджный поселок, но это другое. Многоэтажного нет. Самый дальний сегодня многоэтажный проект – это Новые Ватутинки. В Троицке есть несколько объектов, но они совсем небольшие.
Р.К.: Актуален ли вопрос обманутых дольщиков в ТиНАО?
В.Ж.: Самыми крупными и сложными проектами, с которыми мы работали, стали два объекта: ЖК «Спортивный квартал» и жилой дом на 400 квартир в Троицке. ЖК «Спортивный квартал» и микрорайон на ул. Овражная в Щербинке почти закончили, там остался один дом. Можно сказать, что крупных проектов в ТиНАО не осталось.
Р.К.: Вы отмечали, что ТиНАО – округ молодой, привлекающий молодые семьи. Что вы можете отметить из сделанного в последнее время для молодых людей? Может быть, какие-либо инфраструктурные или жилые проекты?
В.Ж.: Молодых людей многое привлекает при принятии решения о переезде в ТиНАО. Жилые проекты стали совсем другого качества, они выполнены с применением других архитектурных решений, например «Испанские кварталы», «Муромские луга» и другие. Их привлекает как новый европейский формат, так и цена – 110 тыс. руб. за 1 кв. м, в то время как средняя цена в границе «старой» Москвы – 151 тыс. руб. за 1 кв. м. Мы предлагаем новые подходы к общественному пространству, уделяем внимание экологии и предоставляем возможность заниматься активным отдыхом, проектируя дорожки для велосипедов и для бега. Даже в крупных объектах стараемся предусмотреть все – сейчас в Московском появился многофункциональный комплекс на 200 тыс. кв. м, там и кинотеатры, и магазины, и рестораны, все обслуживание есть. Поэтому инфраструктура привлекает молодые семьи, и так или иначе появляются рабочие места.
Р.К.: Что касается парков и зон развлечения, то еще в прошлом году обсуждался проект совместно с «А101» тематического парка студии Universal. Есть ли сейчас что-то новое по этому проекту?
В.Ж.: Проекты вроде парка Universal – это проекты длительных договорных процессов, так как стоимость этого проекта – больше 2 млрд долл. Они находятся на переговорах. В данный момент «А101» провели международный конкурс и приступили к реализации парка площадью 80 га, который объединяет три жилых комплекса. Это фактический шаг к формированию парка, который они сами реализовывают, там стоимость – около 2 млрд руб. В нем предусмотрено современное общественное пространство с транспортной инфраструктурой и другими объектами, которые свяжут три крупных жилых комплекса. Что касается парка «Океанический берег», то, учитывая, что у нас сместилось депо, а проект и концепция были полностью готовы, проект сейчас переделывают. Также они предложили проект большого спортивного комплекса в районе будущей станции метро «Прокшино». Поэтому активность «А101» никак не снизилась.
Р.К.: Ежегодно Москва строит для школьников новые учебные заведения, сколько школ планируется открыть к 1 сентября в ТиНАО?
В.Ж.: Школ, предусмотренных Адресной инвестиционной программой, у нас много. В 2018 г. планируется восемь школ на 6 тыс. 512 мест, из них за счет бюджета – три школы на 2,2 тыс. мест. У нас решился вопрос с земельным участком в Троицке, и мы начинаем сейчас проектировать школу на 2,5 тыс. мест.
Р.К.: Как развивается административно-деловой центр в Коммунарке сейчас?
В.Ж.: В Коммунарке очень активно ведутся работы по строительству коллектора под инженерные коммуникации, мы делаем такое впервые. Решение было принято о размещении всех сетей в одном коллекторе. Редко так бывает, что объект еще не построен, а сети все лежат. Префектура чуть раньше появилась, больница сейчас строится, и мы уже подводим к ней дороги.
Р.К.: Сейчас в Москве проходит программа реновации жилищного фонда. Уже в феврале был сдан первый дом. Когда в ТиНАО появятся первые дома и переселенцы?
В.Ж.: К концу следующего года начнем расселение домов, мы планируем к 2025 г. закончить программу реновации полностью в ТиНАО. В постановлении появляются новые жилые дома, у нас их пока 243. Они есть практически во всех муниципальных районах, основные это – пос. Первомайское, пос. Мосрентген, пос. Знамя октября, Щербинка, поселение Марушкинское, на территории между Киевским и Калужским шоссе, в Щербинке. У нас есть разные варианты, и жители могут выбрать – переехать на территорию самого населенного пункта, где идет программа реновации, или ближе к Москве, МКАД. Например, по площадке в пос. Мосрентген уже принято решение ГЗК и постановление ГПЗУ на первую очередь жилого комплекса, куда могут переехать жители. Вторая крупная площадка будет скорее всего около Троицка.