ГК «А101» создаёт в ТиНАО образовательный кластер предусматривающий строительство городских общеобразовательных и специализированных школ, а также детских садов по уникальным проектам, завершить его планируется до 2035 г., об этом на Московском международном форуме «Город образования – 2019» заявила руководитель проектов строительства социальных объектов ГК «А101» Юлия Чернец.
«Только в период с 2019 до 2022 гг. в рамках кластера будет построено 19 образовательных объектов на 8350 мест, объем инвестиций на этот период оценивается более чем в 4 млрд руб. Но каждый проект превращается для нас в «минное поле»: нужно найти решения, соответствующие действующим нормативам, но при этом на выходе не получить типовую «коробку» с квадратно-гнездовой планировкой вместо современного эффективного здания», – сказала Ю. Чернец.
Она отметила, что действующие нормативы с области проектирования и строительства образовательных объектов не позволяют создавать комфортную и адекватную времени образовательную среду, внедрять современные планировочные и дизайнерские решения, направленные на решение учебных задач.
«Проектировщики, следующие самым эффективным мировым трендам, сталкиваются со множеством ограничений, взаимоисключающими тезисами и просто некорректным формулировками. Кроме того, значительная часть нормативов просто в силу своего «возраста» не учитывает современных проектных и технических возможностей», – рассказала она.
Например, по ее словам, в ряде случаев рельеф земельного участка, выделенного под строительство школы, позволяет эффективно развести потоки, сделав несколько входов на разных уровнях здания. Такое решение на стыке архитектуры и геопластики даёт очень высокий уровень просматриваемости помещений. Это удобно для педагогов, красиво, а также помогает применять на практике принцип сопричастности, дающий каждому ученику ощущение, что он находится в центре событий и что школа – это место, где каждую минуту происходит что-то интересное.
«Можно разместить младшую школу на нижнем уровне, а среднюю или старшую – на верхнем. Фактическая разница между уровнями будет в пол-этажа. Однако в СанПиН говорится, например, что гардероб должен располагаться только на первом этаже или в цоколе. В этом случае, если нижний уровень считать цоколем, то в нем уже нельзя разместить никаких учебных помещений, только подсобные, хотя по сути это полноценный первый этаж. Но если его таковым считать, то верхний уровень автоматически становится вторым этажом, а на нем запрещено размещать гардеробную», – сказала эксперт ГК «А101».
По мнению Ю. Чернец, проблема кроется лишь в некорректной формулировке, но исходная идея норматива верна – ученики не должны «приносить на себе» грязь с улицы в помещение.
«Но, если изменить формулировку, например, на «гардероб должен располагаться в непосредственной близости от входа», она будет более корректной с точки зрения санитарных требований, но даст возможность проектировать в разы более эффективные образовательные пространства. Профессиональное сообщество не раз обращало внимание законодателей на необходимость уточнить формулировки, но пока это сделано не везде», – заключила она.