Почти шесть лет назад, 1 июля 2012 г., к Москве были присоединены территории общей площадью 148 тыс. га в юго-западном направлении, ранее входившие в состав Московской области. В результате административно-территориальной реформы площадь Москвы увеличилась примерно в 2,5 раза, ее состав пополнился 19 поселениями и двумя городскими округами – Троицк и Щербинка. О том, что было сделано на новых территориях за шесть лет и что будет сделано в будущем рассказал в интервью руководителю отдела инфраструктуры и технологий Агентства городских новостей «Москва» Вадиму Климову глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
(Вадим Климов) В.К.: Владимир Федорович, расскажите, пожалуйста, о том, как проходило обсуждение возможного присоединения новых территорий.
Владимир Жидкин (В.Ж).: Происходило это, скажем так, в другой экономической ситуации, это был 2011 г. Тогда были планы по размещению на новых территориях федеральных органов власти, органов власти Москвы, это было одной из основных идей, которая предшествовала этому решению. Понятно, что для размещения учреждений такая большая территория, как ТиНАО, была не нужна. Но в то же время данная территория очень хорошо подходила для будущего развития с точки зрения логистики.
При этом понятно, что кроме органов власти думали о размещении там объектов по созданию крупных предприятий с рабочими местами, проектов рекреационных с учетом того, что половину территорий занимают леса. Были такие планы, идеи. Было очень интересно, неоднозначно. Мы слышали разные мнения по этому поводу, мнение профессионалов, урбанистов, архитекторов. Это тема обсуждалась на различных форумах. Был международный конкурс по развитию новых территорий, это было в 2012 г. в итоге было несколько финалистов. Они какую-то часть времени работали над этим проектом, потом мы уже собирались экспертной группой и заслушивали каждый проект.
В.К.: Как именно проходило обсуждение проектов? Какие идеи выдвигали конкурсанты?
В.Ж.: Это была новая, непривычная ни для кого из участников работа нового формата. Были разные мнения по этому поводу, но если говорить в целом о концепциях, то они особо не привязывались к размещению федеральных органов власти. Конкурсанты просто работали над развитием этой территории. Соответственно при наличии разных мнений, которые мы заслушивали на комиссиях по международному конкурсу, была общая некая структура развития этих территорий. Так как она имеет определенную форму, у всех была похожая концепция развития территорий с учетом только каких-либо деталей. Детали у всех были разные, были разные идеи, но общая структура по форматам точек роста, центрам градостроительного развития. Это прослеживалось в работе по сути каждого участника.
В.К.: Какую задачу мог бы решить потенциальный переезд органов власти на территорию, ставшей в итоге Новой Москвой?
В.Ж.: Когда речь шла о переносе федеральных органов власти, то да, конечно, говорили о том, что при переезде каких-то отдельных министерств и учреждений, поменяется схема миграции, она станет маятниковой. Поменяется трафик, многие будут из Москвы, из центра выезжать утром в направлении Московской области и Новой Москвы и соответственно, это позволить разгрузить основные магистрали в этом направлении. В том числе была эта идея. Плюс была задача снять перегрузку не только административных учреждений, но и посещения этих учреждений, когда все едут в центр, посещают сами министерства и учреждения. Понятно, что в отдельных местах есть очень большая перегрузка этих потоков.
В.К.: Какие варианты присоединения вообще рассматривались? Какие еще территории теоретически могли стать Москвой?
В.Ж.: Это обсуждение проходило между Москвой и Московской областью. Москва предлагала различные варианты, область эти варианты, соответственно, рассматривала. Я на тот момент был заместителем губернатора Московской области. И мы тогда рассматривали территорию, которая была наименее застроена, что логично. С одной стороны, для Москвы на этой территории есть место для развития территорий. С другой стороны, там, где уже были крупные заводы, предприятия, это уже генерация доходов, зачем это передавать? И зачем Москве нужна территория с крупными городами и крупными объектами без места для развития? Логика сработала в интересах и Московской области, и Москвы. Так было принято решение.
Насколько я помню, на словах обсуждались варианты, чтоб территория была не так вытянута и уходила чуть на север, вверх, чтобы она была в форме части кольца, чтоб зона примыкания была шире. Но при таком варианте на потенциально новые территории попадали уже крупные города и развитые территории, и не оставалось места под развития. Выше уже Одинцово, Красногорск, это крупнейшие города. Присоединение Красногорска обсуждалось. Потом все сошлись на существующем варианте, потому что на тот момент на этих территориях проживали постоянно 224 тыс. человек. Это одна пятая часть одной префектуры, а территория больше, чем сама Москва.
В.К.: Что было дальше, после международного конкурса?
В.Ж.: Для нас было очень важно, мы должны были услышать мнение урбанистов, профессионалов, перед тем, как принимать какие-то решения. Такие территории нельзя было развивать без глубокой проработки, без участия профессионалов, специалистов в этой области. И вот после того, когда мы это все услышали и проанализировали, мы увидели, что данную территорию можно развивать параллельно с разработкой генерального плана.
Для того, чтобы начать разрабатывать собственный генеральный план, мы учитывали утвержденные генеральные планы муниципальных образований, которые оформлялись в Московской области. Мы очень быстро разработали территориальную схему развития и с учетом генпланов муниципальных образований и территориальной схемы развития Новой Москвы мы приступили к строительству объектов, особенно инфраструктурных, которые точно уже не повлияли бы на разработку генерального плана. Решение было принято, и я считаю, что оно было оправданно, что никаких непродуманных и несогласованных решений принято не было.
В.К.: Какие плюсы и минусы были у территорий, которые позднее стали Москвой?
В.Ж.: Из плюсов отметим логистику, свободные пространства, рекреацию, вылетные магистрали, аэропорты. Основной минус – узкая зона примыкания к «старой» Москве. Территория вытянутая, поэтому концентрация транспортных сообщений приходится на узкое горлышко – это Киевское и Калужское направления. Это было одним из самых сложных направлений при разработке всех концепций у проектных групп. Для нас были важны их оценки рисков, их комментарии. При формировании транспортной схемы было понятно, что нам на новых территориях необходимо будет развивать все виды общественного транспорта.
В.К.: Какие проблемы приходилось решать в первое время сразу после того, как территории были присоединены?
В.Ж.: Жителей Новой Москвы настораживало строительство магистралей вдоль коттеджных поселков. Это один из факторов, характеризующий настроение жителей в момент разработки генерального плана, когда мы проводили общественные слушания по генеральному плану. С одной стороны, до ряда деревень и СНТ тяжело было доехать, но с другой стороны, никто не хочет, чтобы у него рядом была магистраль. Из 30 тыс. предложений по генеральному плану, которые были на публичных слушаниях, 15 тыс. касалось вопросов изменения маршрутов транспортных коридоров. Мы после этого проводили согласительную комиссию, и мы максимальное количество всех предложений и обращений и пожеланий учли при разработке транспортной схемы к генеральному плану.
В.К.: Вы учитывали международный опыт при работе над проектом Новой Москвы? Реализовывались ли в принципе в мире подобные проекты?
В.Ж.: Мировой опыт, конечно, есть, мы смотрели Сингапур, Гонконг, как развивались китайские города, мы мировой опыт изучали. Изучали развитие транспортной инфраструктуры, создание мест приложения труда, размещение центров развития территории. Мы это все смотрели, для нас самое главное было и остается – комплексное развитие города. Без этого проект будет несбалансированный. Все, о чем сегодня говорят урбанисты, это является главным – комфортная среда обитания для человека. Это должно быть главным. Раньше об этом мало говорили 10-15 лет назад. Комфортная среда, удобные общественные территории, чтобы это было интегрировано, и самое главное, что сегодня у нас для этого ресурс есть. При проектировании у нас есть ресурс для того, чтобы учитывать все интересы граждан при реализации любого проекта.
В.К.: Как думаете, будут увеличиваться темпы прироста населения в связи с тем, что будут видны явные и неоспоримые плюсы территории? Еще больше метро, больше дорог.
В.Ж.: Мы пока оцениваем, что прирост населения будет проходить в ближайшее время в той же динамике, что и предыдущие годы. Без скачков, снижения не будет, но будет прибывать. Но при этом мы большую работу сегодня проводим по созданию мест приложения труда, различные механизмы мотивации, в том числе и правила землепользования и застройки, по которым сегодня не выдаются дополнительные решения на жилищное строительство. Мы должны четко быть уверены, что объекты с местами приложения труда не отставали от жилищного строительства. Об этом знают все инвесторы и весь рынок, что главная наша цель – не опаздывать с коммерческими объектами по рабочим местам от жилищного строительства.
Мы считаем, что при более активном строительстве таких объектов может начаться уже увеличение темпов приобретения жилья и прироста населения. Тем более, что за последние несколько дней я провел несколько переговоров по размещению предприятий – молокозавод хотим построить новый, мясокомбинат, завод специй инвесторы хотят построить.
В.К.: Подведем итог: присоединение территорий позволило Московской области не задерживать развитие этих территорий, столица приобрела рекреационные зоны, перераспределила транспортные потоки. Присоединение либо уже решило, либо дало толчок к решению накопившихся проблем.
В.Ж.: Новая территория позволила такому крупному мегаполису как Москва создать несколько направлений перспективного развития, которых раньше не было. Во-первых, рекреация – это неоспоримая вещь. Объекты рекреационные, масса крупных объектов для отдыха, активного отдыха, будут появляться на новой территории, и это будут московские объекты, они будут на московской территории. Дальше очень важный фактор, о котором мы пока не так много говорим – это возможности для жителей Москвы. Ведь человек, проживающий в Москве, он хотел оставаться москвичом и не хотел переезжать на постоянную основу в какой-то областной городок или областной населенный пункт. А сегодня он остается москвичом, но при этом перед ним открывается масса возможностей по проживанию. Хочешь – купи себе домик в Москве, хочешь – квартиру в двухэтажном доме купи, хочешь – купи таунхаус. Пожалуйста, на любой выбор, на любой вкус есть жилье, которое сегодня строится, я специально уберу представку «новой», которое строится в Москве.